
"Большинству из нас не нравится, когда нас заставляют делать что-то. Свобода принимать собственные решения обычно заряжает нас энергией и повышает наше чувство благополучия.
Однако, когда дело доходит до покупки и потребления продуктов, обычно связанных с чувством вины, снижение чьего-либо чувства свободного выбора может в конечном итоге повысить их общее благополучие », — пишут авторы Фанюань Чен и Джайдип Сенгупта (оба Гонконгский университет науки и технологий).
В одном исследовании группу потребителей попросили прочитать книгу развлекательного или образовательного характера.
Эти потребители могли либо сами выбрать книгу, либо просто получить одну из двух книг. Потребители, прочитавшие учебную книгу, испытали одинаковый уровень вины, жизненных сил и творческих способностей независимо от того, выбрали ли они книгу или получили ее. Однако потребители, получившие развлекательную книгу, испытали значительно меньшее чувство вины и гораздо более живучесть и креативность, чем те, кто свободно выбрал развлекательную книгу.
Компании, предлагающие предметы роскоши, могут использовать эти результаты, чтобы помочь потребителям отклонить свои решения о расходах и не тратить деньги на дорогие покупки. Между тем, компании, продающие приятные товары, могут помочь потребителям насладиться их "виноватыми удовольствиями"."Потребители будут меньше чувствовать вины и получать больше удовольствия, если не будут чувствовать себя ответственными за такое лакомство, как нездоровый, но вкусный десерт.
"Чтобы избежать наказания, дети будут говорить, что кто-то другой" заставил их "нарушить правила.
Как оказалось, такое уклонение от ответственности также на удивление хорошо работает для взрослых и может принести существенную пользу потребителям », — заключают авторы.